Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №4 2023-2028 г.г.
Описание образовательной программы
Краткая
презентация образовательной программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 4» реализует основную общеобразовательную программу -
образовательную программу дошкольного образования (далее - ОП ДО) в группах общеразвивающей
направленности для детей с 2х месяцев - 7 (8) лет.
ОП ДО
разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего
последующего общего образования, в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25
ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа
отвечает
образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа
состоит
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная
часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание
и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его
возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей
от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места и региона проживания.
В
части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на
развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных
практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом
приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения
коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их
родителей:
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой
учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒ рабочая
программа воспитания,
‒ режим
и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
‒ календарный
план воспитательной работы.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы.
В
целевом разделе
Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию;
планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики
особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы
к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный
раздел
Программы включает описание:
‒ задач
и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в
соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных
форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей
образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов
поддержки детской инициативы;
‒ особенностей
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую
программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы
включает описание:
‒ психолого-педагогических
и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое
обеспечение Программы;
‒ обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок
дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
ОП ДО сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет
комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
ОП ДО является нормативно-управленческим документом
образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и
особенности организации образовательной деятельности, направленной на
обеспечение полноценного развития детей в возрасте от 2х месяцев до 8 лет по
направлениям (образовательным областям): физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие и
художественно-эстетическое развитие, на основе учета возрастных и
индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей
воспитанников.
Учебно-методический комплект части ОП ДО, формируемой
участниками образовательных отношений представлен Образовательной
программой дошкольного образования «СамоЦвет»: ранний и дошкольный возраст
(ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»), которая раскрывает содержание, логику, объем работы
с детьми раннего и дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания
и развития на идеях образования
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятия и уважения
ценности «Семья», «Здоровья», «Социальная солидарность», «Труд и творчество». С учетом содержания программы
«СамоЦвет», содержание образовательных областей взаимодополняется с учётом
специфики уральского региона - национально-культурных, климатических и
социокультурных условий.
Реализация ОП ДО предусмотрена в течение всего времени
пребывания детей в детском саду.
Учитывая содержание пункта 1 статьи 64
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к
детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа, в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,
эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п.
1.1.1 ФОП ДО):
1) обеспечение
единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
2) охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
3) приобщение
детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий
для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
4) обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7) формирование
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка,
его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование
предпосылок учебной деятельности;
8) формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
10) обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования. С учетом поставленных целей и задач
определены задачи образования с учетом возраста детей.
ОП ДО раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в детском саду, возрастных нормативов развития детей
дошкольного возраста, определение структуры и наполнения содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях.
Образовательные области, содержание образовательной
деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе
предметно - пространственная и развивающая образовательная среда, направлены на
обеспечение достижения качества образовательной деятельности.
В основе ОП ДО лежит философский взгляд на образование
ребенка дошкольного возраста, обращённый к личностно-ориентированной педагогике,
ориентированной на ребенка, который основан на практике обучения,
соответствующего развитию детей. Такой подход позволяет большинству детей
развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал, в том числе и детей,
со специальными потребностями которым требуется применение дополнительных
методов, обеспечивающих им условия полноценного обучения и развития,
становления и развития личности ребёнка, его самореализации. Содержание
образовательного процесса направлено на организацию активной деятельности детей
по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения
проблем. Развивающая образовательная среда спроектирована с учетом проектной
технологии и выражена в:
• создании центров активности. Ребёнок развивается
через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому
тщательно продуманная развивающей образовательной среда побуждает детей к
исследованию, проявлению инициативы и творчества;
• создании условий для осознанного и ответственного
выбора. Ребёнок должен стать активным участником образовательного процесса,
поэтому он должен иметь возможность (быть поставлен перед необходимостью)
делать выбор: видов деятельности, партнёров, материалов и др. Ребенок вначале
учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт
ответственность за сделанный выбор.
Особое внимание в ОП ДО уделено созданию условий для
вовлечения семьи в образовательный процесс, уважению и поддержке всех форм
участия семей в образовании детей.