Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №4 2023-2028 г.г.

Описание образовательной программы

Краткая презентация образовательной программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» реализует основную общеобразовательную программу - образовательную программу дошкольного образования (далее - ОП ДО) в группах общеразвивающей направленности для детей с 2х месяцев - 7 (8) лет.

ОП ДО разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:

          воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;

          создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

          создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:

          рабочая программа воспитания,

          режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,

          календарный план воспитательной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает описание:

          задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

          вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

          особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

          способов поддержки детской инициативы;

          особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;

          образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает описание:

          психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;

          организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);

          материально-техническое обеспечение Программы;Хочу такой сайт

          обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.

ОП ДО сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

ОП ДО является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательной деятельности, направленной на обеспечение полноценного развития детей в возрасте от 2х месяцев до 8 лет по направлениям (образовательным областям): физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей воспитанников.

Учебно-методический комплект части ОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений представлен Образовательной программой дошкольного образования «СамоЦвет»: ранний и дошкольный возраст (ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»), которая раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми раннего и дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях образования на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятия и уважения ценности «Семья», «Здоровья», «Социальная солидарность», «Труд и творчество». С учетом содержания программы «СамоЦвет», содержание образовательных областей взаимодополняется с учётом специфики уральского региона - национально-культурных, климатических и социокультурных условий.

Реализация ОП ДО предусмотрена в течение всего времени пребывания детей в детском саду.

Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и  пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):

1)         обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

2)         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

3)         приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

4)         обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

5)         создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6)         объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

7)         формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

8)         формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)         обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

10)       обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

11)       достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. С учетом поставленных целей и задач определены задачи образования с учетом возраста детей.

ОП ДО раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в детском саду, возрастных нормативов развития детей дошкольного возраста, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.

Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно - пространственная и развивающая образовательная среда, направлены на обеспечение достижения качества образовательной деятельности.

В основе ОП ДО лежит философский взгляд на образование ребенка дошкольного возраста, обращённый к личностно-ориентированной педагогике, ориентированной на ребенка, который основан на практике обучения, соответствующего развитию детей. Такой подход позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал, в том числе и детей, со специальными потребностями которым требуется применение дополнительных методов, обеспечивающих им условия полноценного обучения и развития, становления и развития личности ребёнка, его самореализации. Содержание образовательного процесса направлено на организацию активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем. Развивающая образовательная среда спроектирована с учетом проектной технологии и выражена в:

• создании центров активности. Ребёнок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающей образовательной среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества;

• создании условий для осознанного и ответственного выбора. Ребёнок должен стать активным участником образовательного процесса, поэтому он должен иметь возможность (быть поставлен перед необходимостью) делать выбор: видов деятельности, партнёров, материалов и др. Ребенок вначале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт ответственность за сделанный выбор.

Особое внимание в ОП ДО уделено созданию условий для вовлечения семьи в образовательный процесс, уважению и поддержке всех форм участия семей в образовании детей.

 

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 4 2023-2028 гг Документ подписан электронной подписью Серийный номер 290930343710282493392205396682444359568355846791 Директор/Заведующий Соколова Юлия Анатольевна Дата подписания документа 13.10.2023 09:23:20 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».