Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» г. Артемовский 2020 Ф.И.О. – Галиахметова Любовь Николаевна Занимаемая должность: Педагог-психолог. Сведения об образования: 1. Российский Государственный профессиональнопедагогическийуниверситет, 2006 год 2. Квалификация: Педагог профессионального обучения. 3. Московская академия профессиональных компетенций (переподготовка), 2021 год; Квалификация: психология и педагогика. Стаж работы: 1. Общий – 21 год; 2. Педагогический – 12 лет 3. В данной должности – 0 лет Место работы: МБДОУ №4 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КАБИНЕТА Для успешной деятельности педагога-психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство. Кабинет педагога-психолога располагается на втором этаже детского сада. Перед кабинетом имеется зона ожидания. Площадь кабинета – 14 кв.м. Цвет стен, пола, мебели, штор, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Кабинет соответствует: • требованиям СанПиН, • охраны труда, • пожарной безопасности, • защиты от чрезвычайных ситуаций, • антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, • соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников, • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; • кабинет оснащен развивающей предметно-пространственной средой; • учебно-методический комплект, оборудование оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа. С учетом задач работы педагога-психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение: Коррекционно-развивающая зона оснащена детскими столами, стульями, доской, шкафом для хранения изоматериалов, дидактических игр и игрушек. Зона психологической разгрузки (релаксации) имеет - напольный мягкий ковер, подушки, зону песка и воды с набором игрушек, детский светильник-аквариум (колба). Игровой материал удобно расположен для доступа детей. Представленные игрушки предназначены: - для творческой деятельности; - для выражения эмоциональных состояний; - повышения интереса к учебному сотрудничеству; - организации сюжетно-ролевой игры. Игровой материал способствует использованию психологом широкого спектра терапевтических техник: игротерапии, сказкотерапии, изотерапии, песочной терапии. Организационно-методическая зона: письменный стол, стул, 2 шкафа для хранения методических материалов, компьютер. Учебно-методические материалы систематизированы по разделам: • диагностика (методики и стимульный материал); • коррекционно-развивающие игры; • работа с педагогами; • работа с родителями; • библиотека психолога. Психологическая работа ведется по следующим направлениям: Психопрофилактическая работа. • формирование у педагогов, родителей или лиц, их замещающих общей психологической культуры; • создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения. Психодиагностическая работа • психологическое обследование детей с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями; • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, Коррекционно- развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на: • развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и эмоционально-личностная сфера); • обучение методам и приемам саморегуляции и преодоление эмоциональных реакций; Консультативная работа • консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей; Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами. В кабинете педагога-психолога проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми, педагогами, родителями. Кабинет функционирует в первой и второй половине дня по расписанию. Материально-техническое обеспечение программа педагога-психолога. Игровое пространство включает: 1. набор мозаик из пластмассы; 2. пазлы; 3. пирамиды, матрешки; 4. конструктор (типа «Лего»); 5. Конструктор «Ежик» 6. Другие виды конструктора 7. Настальная игра «Ферма» и «Геометрия», «Семья» 8. Карточки «Ладошки и бомбошки», Сортер «Станканчики» 9. Настольная игра «Кубик-за кубиком» 10. Дидактическая игра «Умное облако» 11. сюжетные кубики; 12. небольшой набор строительного материала; 13. различные головоломки, Умные шнуровки» 14. Зеркало; 15. тематические дидактические игры «Азбука настроений», «Четвертый — лишний» и т. д.; 16. Бизиборд 17. Игры для развития мелкой моторики (Мячик СУ-Джок, колечки, улитки, вертушки и т.д.) 18. маски с различным эмоциональным выражением; 19. наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз»); 20. разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши 21. диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.); 22. волшебные мешочки; 23. счетные палочки; 24. сюжетные картинки; 25. домино; 26. учебно-игровое пособие «Блоки Дъеныша», «Палочки Кюизнера». Используемые психодиагностические комплекты 1) Диагностический комплекс «Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет/ Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под ред. Н.Ю.Куражевой. – СПб.; М.: Речь, 2018. 2) Диагностический комплекс «Цветик-семицветик» для детей 4-5 лет/ Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под ред. Н.Ю.Куражевой. – СПб.; М.: Речь, 2018. 3) Диагностический комплекс «Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет/ Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под ред. Н.Ю.Куражевой. – СПб.; М.: Речь, 2018. 4) Диагностический комплекс «Цветик-семицветик» для детей 6-7 лет/ Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под ред. Н.Ю.Куражевой. – СПб.; М.: Речь, 2018. 5) Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов/ А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова.- 2-е изд., испр.-М.: Мозаика-Синтез, 2016. 7) Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет/ А.Н.Веракса.- 2-е изд., доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2018. 8) Психолого-педагогическая диагностика интеллектуального развития ребенка от 3 до 7 лет. Под редакцией Паченковой Т.В.- Научно-методический Центр Проблем Детства, г.Екатеринбург, 1998. 9) Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова.- Волгоград:Учитель, 2012. 10) В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.- М.: Айрис-пресс, 2004. 11) Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская.- М.: «Когнито-центр», 2008. Используемые методики. 1. «Графический диктант» – выявление уровня сформированности произвольности; 2. Исследование восприятия – определить уровень развития зрительного и слухового восприятия; 3. «Четвертый лишний» – исследование уровня развития мышления, классификация, обобщение; 4. Методика «Дополнение фраз» – выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития; 5. «Последовательность событий» – исследование словесно-логического мышления; 6. «Десять слов» – определение объема рече-слуховой памяти; 7. «Найти отличия» – определение объема зрительной памяти; 8. Мотивационная готовность к обучению в школе – определение сформированности мотивации к обучению; 9. Ориентировочный тест школьной зрелости» Авторы: А. Керн, Я. Йирасек –определение школьной зрелости; 10. Методика «Беседа о школе» (разработана Т. А. Нежновой) – определение «внутренней» позиции школьника; 11. «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург – определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности; 12. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6 - 7 лет 13. «Самое непохожее» Л.А.Венгер – изучение мышления и восприятия детей; 14. Тест «Бендер» – изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу; 15. Диагностика адаптации ребенка к ДОУ – определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям детского сада; 16. Методика «Лесенка» – как ребенок оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе; 17. Методика «Человек под дождем» – диагностика силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им; 18. Методика «Домики» Ореховой О.А. – изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; 19. Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) – направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов; 20. Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен – исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми; 21. Методика «Несуществующее животное» – изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности; 22. Цветовой тест Люшера – используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям; 23. Методика «Кактус» Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности; 24. Рисунок семьи - изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений; 25. Тест «Эмоциональные сферы» - выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций. Перечень программ, используемых в коррекционно-развивающей работе. Направленность программы Название программы Развивающе1.Первая младшая группа - Программа «Занятия психолога коррекционные с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному программы для детей учреждению» (Роньжина А.С.) испытывающих 2.Вторая младшая группа – Программа «Цветиктрудности в Семицветик» для детей 3-4 лет под редакцией Н.Ю. эмоциональноКуражевой. личностном, познавательном 3.Средняя группа – Программа «Цветик-Семицветик» для развитии. детей4-5 лет под редакцией Н.Ю. Куражевой 1 год 1 год 1 год 4.Старшая группа- Программа «Цветик-Семицветик» для детей 5-6 лет под редакцией Н.Ю. Куражевой 1 год 5.Психологический тренинг для будущих первоклассников (Арцишевская И.Л.) 1 год Снятие тревожности Программа по коррекции страхов и тревожности у и страхов дошкольников 5-7 лет. Сост.Зарубина Н.С. Коррекция и профилактика детей с СДВГ Развитие социальной и коммуникативной компетентности Нормативный срок освоения 1 год «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», под ред. И.Л. Арцишевской 1 год Программа по развитию эмоционального интеллекта «Приключение Монсиков», составитель Зарубина Н.С. 1 год Методическая литература в кабинете. 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет/Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под ред.Н.Ю.Куражевой.-СПб.;Речь, 2018.-64с. 70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет/Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под ред.Н.Ю.Куражевой.-СПб.;Речь, 2018.-64с. 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет/Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под ред.Н.Ю.Куражевой.-СПб.;Речь, 2018.-64с. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.- М.: Айрис-пресс, 2004. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и сожержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. / Н.М.Метенова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2019.-32 с. Воспитание детей с ограниченными возможностями и проблемами в развитии. Учебное пособие./ Т.В.Паченкова.- Научно-методический Центр Проблем Детства.г.Екатеринбург, - 48 с. День открытий. – Рекомендации работы с детьми в утренние часы. / Н.М.Метенова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2019.- 32 с. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения: Методические рекомендации для специалистов ранней помощи и лекотек / Под ред. Л.А.Головчиц, Н.В.Микляевой. – М.: АРКТИ, 2019. 144 с. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/ сост.Н.Д.Денисова.-Изд. 2-е, ипр.-Волгоград:Учитель.-196с. Игры в школе и дома: Психотехнические упражненияи коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993 – 144 с. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет/ А.Н.Веракса.- 2-е изд., доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2018. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. -529 с. Педагогическая помощь детям с отклоняющимся поведением: Учебное пособие. - М.: АРКТИ, 2019. -168с. Педсовет: «Нравственное воспитание». Методическое пособие. / Н.М.Метенова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2019. -64 с. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып.1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 171 с. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов/ А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова.- 2-е изд., испр.-М.: Мозаика-Синтез, 2016. Приключение будущих первоклассников. 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет/Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова; под ред.Н.Ю.Куражевой.-СПб.;Речь, 2018.-96с. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «ЦветикСемицветик» для детей 3-4 лет/ под ред. Н.Ю. Куражевой и др.-СПб.:Речь, 2016. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- Семицветик» для детей 4-5 лет/ под реб. Н.Ю. Куражевой и др.-СПб.:Речь, 2016. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «ЦветикСемицветик» для детей 5-6 лет/ под ред. Н.Ю. Куражевой и др.-СПб.:Речь, 2016. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «ЦветикСемицветик» для детей 6-7 лет «Приключение бущих первоклассников»/под ред. Н.Ю. Куражевой и др.-СПб.:Речь, 2016. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буяноваю. - 2-еизд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -160 с. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова. - Волгоград: Учитель, 2012. Психология детей от трех лед до школы в вопросах и ответах. Методическое пособие-М.: ТЦ Сфера, 2015.-128с. Психология семьи. Дружинин В.Н. – М.: «КСП»,1996. -160с. Психолого-педагогическая диагностика интеллектуального развития ребенка от 3 до 7 лет. Под редакцией Паченковой Т.В.- Научно-методический Центр Проблем Детства, г.Екатеринбург, 1998. Развитие познавательных способностей детей 3-7 лет. Творческий подход воспитателей ДОУ по материалам аттестации. Под ред. Кралиной М.В.-Научнометодический Центр Проблем Детства, Екатеринбург-1996. -86с. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения/ Н.М.Метенова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2019. -64 с. Родительские собрания. Часть 2. Методика проведения/ Н.М.Метенова, Е. Е. Метенова. –Ярославль: ИПК «Индиго», 2019. -64 с. Родителям о детях. Методические рекомендации. / Н.М.Метенова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2010. -64 с.\ Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская. - М.: «Когнито-центр», 2008. Уроки вежливости. Практическое пособие. / Н.М.Метенова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2019. -48 с. Что делать, чтобы дети…. Вопросы и ответы/Ю.Б.Гиппенрейтер; худож. Т.Гамзина-Бахтий. - Москва: Издательство АСТ, 2015.-192с. Чувства и конфликты. /Ю.Б.Гиппенрейтер; худож. Г.карасаева, М.Федоровская.-Москва: Издательство АСТ, 2014.-159с. Элементы песочной терапиив развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015. – 96 с.