22.02.2022
"Кумир семьи". Ребенок вызывает общее восхищение домашних, как бы
он ни вел себя. Любая или почти любая его прихоть немедленно исполняется
взрослыми, а тот из них, кто этого не делает, вызывает нарекание остальных. В
такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, а, главное, глубоко
эгоцентричным, поскольку с малолетства привыкает ставить свою персону в центре
мироздания.
"Мамино, (папино, бабушкино и т.д.) сокровище". Это похоже на роль "кумира семьи", но в
данном случае ребенок является не общим, а чьим – то личным кумиром. Например,
мама, глубоко неудовлетворенная своим супружеством, подсознательно пытается
излить на ребенка всю присущую ее натуре страстность, нежность, жертвенность
(то же самое подчас происходит и с папой). Ребенок при этом ставится в нелегкое
положение. В самом деле, мальчик, являющийся "маминым сокровищем",
вынужден сносить насмешки других членов семьи как "маменькин сынок".
Девочка – "папино сокровище" – может расцениваться остальными как
"папенькина дочка". Детям очень трудно разрываться между несколькими
старшими, отчетливо сознавая, что с одним надо вести себя не так, как с
другими.
Роль "паиньки". Обычно всех радует воспитанный, послушный,
примерный ребенок; а между тем, за попыткой взрослых сделать ребенка
безукоризненным нередко скрывается атмосфера мнимого сотрудничества в семье. От
ребенка ждут, в первую очередь, соблюдения приличий; эти ожидания он и
подтверждает своим образцовым поведением, за это и вознаграждается старшими.
Каково действительное содержание внутренней жизни, до этого, в сущности, никому
нет дела. И постоянное лицемерие становится для ребенка нормой существования на
всю жизнь.
Особый
случай представляет собой роль "болезненного
ребенка". Конечно, есть немало детей, здоровье
которых требует особого внимания и ухода. Однако в жизни можно наблюдать и
такую картину: долго болевший ребенок практически выздоравливает и хотел бы
чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно
продолжает считать его слабым и требовать от остальных такого же отношения к
нему. Тут-то и раскрывается условная выгода болезненности ребенка для кого-то
из членов семьи. То ли он призван служить опять-таки козырем в чьей-то игре, то
ли средством чьего-то самоутверждения в условиях изоляции. К тому же миссия
опекающего продлевает родительскую власть над подрастающим ребенком.
Обратимся
теперь к ролям негативного плана, с помощью которых фиксируется низкая ценность
ребенка в семье. Здесь прежде всего необходимо выделить роль "ужасного ребенка" в ее
многочисленных разновидностях. Ребенок, вынуждаемый играть эту роль (ибо таковы
ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и
напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга
и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как
действия назло взрослым. Все в семье только и делают, что призывают его у
порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку же часто это не дает
эффекта, ребенок кажется взрослым еще более ужасным. Так у него появляется
роль"мучителя".
Ребенок,
подвергаемый изоляции в качестве "ужасного", подчас выступает и в
роли "козла отпущения" для
семьи. Для всех ее членов он однозначно плох, а это дает им право распряжать на
нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем разряжать ее друг на друге…
Ребенок при таком обращении с ним может из "ужасного" превратиться
в "забитого": он начинает бояться наказания за любое свое
высказывание и любой поступок. Изолируемому ребенку нередко приходится
исполнять еще одну роль – "путающегося
под ногами": он чувствует, что всем мешает и вызывает у
домашних одно раздражение… Нет надобности распространяться о том, как ранит и
деформирует психику ребенка необходимость исполнять в семье только что
описанные роли. Такой ребенок никогда не сможет преодолеть последствия
домашнего воспитания.
Сущность правильного воспитания
заключается в том. Чтобы к социально одобряемому поведению ребенка подталкивали
не страх и не желание перед кем-либо выслуживаться, а его собственная совесть.
Когда она у ребенка действительно сформирована, то он сам в душе корит себя за
всякий неблаговидный поступок.
Самые лучшие отношения складываются у ребенка с
родителями в том случае, если
·
родители всегда
объясняют мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком;
·
власть используется в
меру необходимости;
·
в ребенке ценится как
послушание, так и независимость;
·
родитель устанавливает
правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
·
родители
прислушиваются к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.
Никогда не поздно исправить ошибки в воспитании. Осознание – уже
шаг к исправлению, а если к этому добавить желание родителей изменить ситуацию,
появляется больше шансов видеть, СЧАСТЛИВОГО
РЕБЕНКА, а в последствии и СЧАСТЛИВОГО ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА!!!