Паспорт музыкального зала

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»

Паспорт
музыкального зала

Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды в
музыкальном зале ДОО в контексте ФГОС
ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования представляют собой совокупность требований,
обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение
планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей
образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание
ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому
важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание
предметно- развивающей среды.
Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его
духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего
пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных
видах деятельности. Организация пространства, деление на зоны.
Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь
проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и
другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в
любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и
соблюдение правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны:
рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в
контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к
продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как
«Художественное творчество». ПРС этой зоны должна предоставить ребенку
возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной
бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это
могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом –
кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д, Она будет востребована на
комплексных, тематических и интегрированных занятиях.
Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать
достаточно большое свободное пространство для музыкального движения:
дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические
упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку
некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу,
то наличие ковра на полу размера 3*4м, позволяет детям чувствовать себя не
стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано
расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя
музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне
смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать
самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь
осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие

музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом
деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. Оборудование спокойной
зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано,
пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который
можно поставить наглядный материал,столика, если нужно поставить макет или
посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой
другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в
глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от
музыкального руководителя.
Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно - развивающей
среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого
оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции
образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность
ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа
комплексно-тематического
планирования,дает
возможность разнообразить
музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить
общий кругозор, сформировать целостную картину мира.
Требования к мультимедиа: Для показа диафильмов, мультимедиа используют
проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над
полом должна быть не менее 1м и не более 1,3м. Показ на стене не допускается.
При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м и не
дальше 5-5,5м от экрана. Стулья устанавливаются в 2-3 ряда (из расчета на одну
группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6м. Детей
рассаживают с учетом их роста.
Общая площадь музыкального зала – 82,6 квадратных метров
Кабинет музыкального руководителя – 7,6 квадратных метров.
Санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования к
музыкальному залу
 Площадь музыкального зала должна составлять не менее 75 м2
 Музыкальный зал не должен быть проходным помещением.
 Половое покрытие должно обладать низкой теплопроводностью.
 Поверхность стен помещения для музыкального зала окрашены в светлые
тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8.
 Освещение
музыкального зала ДОУ – естественное. Величина
коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее 1,5%.
 Шторы на окнах не должны снижать уровень естественного освещения.
 Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный свет. Уровень
освещения не менее 150 л.к.
 Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильники). Все
источники освещения должны находиться в исправном состоянии.
 Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год.
 Обогревательные
элементы должны
быть ограждены съемными
решетками.
 Влажность воздуха 40- 60 %.

Проветривание сквозное и угловое по 10 минут через 1,5 часа.
Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут
до прихода детей.
 Температура воздуха в музыкальном зале + 20 градусов С.
 Перед каждым занятием необходима влажная уборка помещения.
 Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300 мм.
Нормативно-правовая база
Основанием для разработки данного паспорта являются следующие нормативнозаконодательные документы:
№
Название документа
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
2. Семейный кодекс РФ
3. Трудовой кодекс
4. Порядок организации и образовательной деятельности по основным
образовательным программам дошкольного образования, утверждённым
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013г.№ 1014


Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации”
6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
7. Концепция дошкольного воспитания
8. СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»
9. Письмо МО РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения»
10. Устав дошкольного учреждения
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04. 2014г. № 276 «Об
утверждении порядка проведения аттестации педагогических и руководящих
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
5.

Основные цели и задачи деятельности музыкального зала
Музыкальный зал является центром детского сада по осуществлению
музыкально-эстетического развития детей.
Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели
всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом
своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
- воспитание интереса к музыке, развитие музыкальной восприимчивости,

музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить
содержание услышанных произведений;
- обогащение музыкальных впечатлений детей;
- знакомство детей с музыкальными понятиями, обучение простейшим
практическим
навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и
выразительности исполнения музыкальных произведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей,
формирование певческого голоса;
- обучение элементарным певческим и двигательным навыкам;
- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной
деятельности;
- формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять
выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Длительность занятий составляет:
 1 младшая группа - 10 минут
 2 младшая группа - 15 минут
 Средняя группа - 20 минут
 Старшая группа - 25 минут
 Подготовительная к школе группа - 30 минут

Программы и методическая литература
1.Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
«Ладушки»И.Каплунова, И.Новоскольцева.
2. И.Новоскольцева, И.Каплунова «Праздник каждый день»(конспекты
музыкальных занятий с аудио приложением-2диска),младшая
группа.Издательство Санкт-Петербург 2007.
3. И.Новоскольцева, И.Каплунова «Праздник каждый день»(.конспекты
музыкальных занятий с аудио приложением -3диска),
подготовительная группа. Издательство Санкт-Петербург 2007.
4. И.Новоскольцева, И.Каплунова «Праздник каждый день» (конспекты
музыкальных занятий с аудио приложением -2диска),
средняя группа. Издательство Санкт-Петербург 2007.
5. И.Новоскольцева, И.Каплунова «Праздник каждый день» (конспекты
музыкальных занятий с аудио приложением -3диска),
старшая группа. Издательство Санкт-Петербург 2007.

6.Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Пособие по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.-Пб.2000.
(печатный вариант + музыкальное приложение)

Праздники и развлечения в детском саду
-«Ах, карнавал»( праздники в детском саду)
-«Мы ,играем, рисуем ,играем ,поем
-«Фольклорные праздники»(народные песни, игры, хороводы ,издательство
Москва)
-Серия «Детские праздники»(издательство Санкт-Петербург»
- В.И.Шестакова «Праздники и развлечения» для младшего и дошкольного
Возраста(издательство Москва)
-Сценарии музыкальных сказок для дошкольного возраста (издательство
Ярославль)
Наглядно-дидактический материал
 Портреты русских, зарубежных композиторов
 Иллюстрации музыкальных инструментов, симфонического оркестра
 Иллюстрации по жанрам музыки (песня, танец, марш)
 Иллюстрации по видам музыкального искусства (опера, балет)
 Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы
музыкальным
руководителям
(подготовительная
группа).
Автор
текста: Светлана Конкевич, иллюстратор: Ольга Капустина. (формат А3)
 Путешествие
в удивительный мир музыки. Советы родителям.
Автор: Светлана Конкевич, иллюстраторы: Н. Эрстед, Ольга Гофман, В.
Захаров, Ольга Капустина. Серия: Информационно-деловое оснащение ДОУ
(формат А4)
 Занимательные задания в интеллектуальном развитии дошкольников.
Музыкально-дидактические игры
на развитие звуковысотного слуха: «Птица и птенчики», «Кошка и котята»,
«Лесенка», «Три медведя»; «Угадай, кто поет?», «Кого встретил колобок?»,
«Цветочные партитуры для пения»
на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Кто как идет», «Ритмические
карточки»
на определение характера музыки (настроения), жанров: «Солнышко и дождик»,
«Вот так зайцы!», «Удивительный светофор», «Что звучит: песня, танец, марш?»,
«Три танца: полька, вальс, пляска»
на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»;
на развитие тембрового слуха: «Отгадай, на чём играю»; «Музыкальное лото»,
»Весёлые матрёшки».

на закрепление музыкальных инструментов, состава оркестров: «Музыкальное
лото», «Кто больше знает?», «Составь оркестр», «Какой инструмент лишний?» ,»В
мире музыкальных инструментов».
Музыкальная лесенка- 5 ступеней
CD диски:
классика:
музыкальная аудио-сказка «Лебединое озеро»
музыкальная аудио-сказка «Спящая красавица»
музыкальная аудио-сказка «Золушка»
«Малыш и сладкие сны» (серия «Волшебные голоса природы»)
«Щелкунчик» П.И.Чайковский
С.Прокофьев кантата «Александр Невский»
Р.Шуман «Детские сцены»
А.Гречанинов «Детский альбом»
С.Майкапар «Бирюльки»
Композиторы-классики 18века
Музыка Моцарта
сб.музыки «Бодрящая классика»
«Лесные звуки природы»
Фортепианные миниатюры (пр-ния Чайковского, Лядова, Римского-Корсакова и
др.)
детские песни:
«Разноцветная семья» песни А.Варламова
«В гостях у гномов» песни В.Ударцева
«Волшебная страна», «Солнышко» песниК.Макаровой
«Прощайте, игрушки!» песни Е.Зарицкой
«Петушок» песни Т.Мороозовой
песни Ольги Осиповой
«Лодочка, плыви!» песни В.Ливанчук
Дидактический материал для проведения занятий
Куклы
Кукла в теплой одежде
Кукла в летней одежде
Медведь мягкий
Кошка
Собака
Утенок
Лошадка
Корова
Козленок
Петушок
Оборудование музыкального зала
Фортепиано - 1 шт.

Музыкальный центр «LG» - 1шт.
Мультимедиа – 1шт.
Ноутбук – 1шт.
Экран – 1шт.
Стульчики детские «Хохлома» - 25 шт.
Столик журнальный «Хохлома» - 3 шт.
Ковер – 3 шт.
Светильники-10шт.
Огнетушитель – 1шт.
Музыкальные инструменты
Ударные:
Барабан маленький – 2шт.
Барабан средний – 3шт.
Барабан большой – 3шт.
Бубны – 10 шт.
Бубенчики-кукла (1 бубенец) – 4шт
Бубенчики-клоуны – 3шт (маленькие)
Бубенчики сюжетные – 3шт
Бубенчики-бубны – 2шт.
Колокольчики валдайские - 2шт.
Колотушки «Божьи коровки» с бусинами – 2шт.
Ксилофон детский – 2 шт.
Маракасы большие – 4шт.
Металлофон – 15шт.
Молоточки (пластик) – 7 шт.
Ложки деревянные – 26шт.
Погремушки пластик-20 шт.
Трещетка – 1шт.
Коробочка 1 шт.
Треугольник маленький - 4шт.
Треугольник средний – 2шт
Треугольник большой - 6шт.
Деревянные игрушки- шумелки-10 шт.
Тамбурин-1шт.
Духовые:
Свистулька деревянная «Птичка» - 6 шт.
Дудка пластиковая – 5 шт.
Саксофон маленький пластик - 1 шт
Дудочка пластик – 2шт.
Труба средняя – 1шт.
Гармоника-5шт.
Струнные:
Балалайка – 1 шт.

Гусли – 1 шт.
Клавишные:
Гармонь – 1шт
Аккордеон Малыш-1шт
Набор перкуссии 21
Атрибуты к музыкально-ритмическим упражнениям
Бабочки – 8шт.
Ромашки на запястье – 20шт.
Колечки для снежинок – 16шт.
Звёзды на палочках – 24шт.
Зонтики – 3шт.
Ленты на палочке – 48шт.
Новогодние игрушки из пенопласта на веревочках- 20шт.
Осенние листья большие –30 шт.
Осенние листья на палочках –22шт.
Платочки – 25шт.
Султанчики - 35 шт.
Цветы весенние – 50шт.
Балалайки плоскостные (6шт.)
Атрибуты для игр
Ведерки большие – 2шт.
Ведерки средние – 2 шт.
Ведерки маленькие – 4 шт.
Игра «Найди свой домик» (овощи-фрукты)
Игра «Наряди маму» (2юбки, 2 косынки, 2фартука)
Игра - разрезные картинки «Музыкальные инструменты»
Корзинки – 2 шт.
Снежки
Орешки/Шишки
Овощи-фрукты - 2 набора
Портфели для игры «Соберись в школу» - 2шт.
Цветы плоскостные – 50шт.
Флажки 12 шт.
Театрализованная деятельность
Кукольный театр:
Дед
Баба
Внучка
Баба Яга
Петух
Курица

Цыпленок
Кот
Собака
Заяц
Волк
Лиса
Лягушка
Мышка
Петрушка
Настольный театр
«Теремок»
«Смоляной бычок»
«Маша и медведь»
«Три поросёнка»
Волк и семеро козлят»
Атрибуты к театру
Домик – 1шт.
Ширма большая – 1шт.
Посуда (блюдца, чашки, самовар)
Ведро-2шт.
Коромысло – 1шт.
Сундучок
Фонарик
Рушники, салфетки
Конверт новогодний
Мешок Деда Мороза- 2шт.
Мешок без дна – 1 шт.
Накидка для трона Деда Мороза
Посох Деда Мороза
Золотой ключик
Сбруя с колокольчиками
Костюмы взрослые
Осень
Весна
Царь
Белоснежка
Заяц
Баба Яга
Колобок
Лиса
Старик-лесовик (рубаха и штаны из холщовой ткани, шляпа)
Дед Мороз (шуба, шапка, варежки, борода, парик)
Снегурочка (платье из серебристой парчи, шапочка, коса)
Снегурочка (платье, корона)

Зима/Снежная королева (платье, жилет, шляпа)
Снеговик
Клоуны – 2 шт. (комбинезоны, обувь, парики, носы)
Директор цирка/Карабас-Барабас (плащ, цилиндр, борода
Хоттабыч/Джин – атласный халат, штаны, тапочки, чалма, борода)
Кощей (плащ двусторонний, шапочка, ногти)
Волшебник/Звездочет (плащ двусторонний, колпак серебристый, борода)
Домовой (рубаха, штаны, парик)
Буратино (рубашка, штаны, нос, колпак, башмачки)
Иван Царевич (шапка, полушубок, рубаха, штаны, сапоги красные)
Король (корона, парик, рубашка атласная с жабо, панталоны из желтой парчи,
мантия, отделанная мехом, гольфы, туфли)
Фея
Медведь
Шапокляк (2 черных платья с белым воротничком, крыска-Лариска вязаная)
Водяной
Мышь-2шт .(девочка и мальчик)
Элементы костюмов
Зеркало
Украшения (бусы, браслеты и др.)
Веер
Очки карнавальные– 5шт.
Кокошники – 2шт.
Чалма
Венок и шляпа Осени
Венок Весны
Шляпы фетровые – 2шт.
Шляпа с рогами – 1шт.
Бороды
Парики
Шляпа черная из ткани
Шляпа соломенная
Шляпа пирата
Бандана пирата
Тельняшка – 2шт.
Накидка »Нептун»
Рубашки мужские – 2шт.
Сарафан зеленый
Сарафан оранжевый
Штаны-шаровары – 1шт.
Штаны синие широкие – 1шт.
Фартук Фрекен-Бок
Штаны Карлсона, пропеллер
Карлсон-приведение

Короны – 3шт.
Носы 2 шт.
Лапти
Сапожки красные на шпильке
Чепец белый (капрон)
Костюмы детские
Животные, птицы, насекомые:
Коза (вязаный головной убор, белая юбочка, фартук)
Козлята (вязаные шапочки с рожками)
Зайцы
Волк
Медведь
Ежик
Петушок
Лягушка
Мышка
Лиса
Белка
Сорока
Шапочки животных
Шапочки скворцов
Шапочки цыплят
Шапочки овощей
Шапочки Козы с козлятами
Шапочки к сказке «Под грибом»
Народные костюмы:
Косоворотки белые
Сарафаны
Русские цветные сарафаны
Платки к цветным сарафанам
Белые юбки
Сказочные герои:
Снегурочка (платье, кокошник, сапожки)
Буратино
Березка
Солнышко
Незнайка
Домовенок Кузя
Красная Шапочка
Доктор Айболит
Петрушки
Василиса Прекрасная
Козлик
Платье голубое
Элементы костюмов:

Косынки в горох
Шляпы грибов – 8шт.
Пилотки – 10шт.
Мухоморы – 4шт.
Уши Чебурашки – 1шт.
Моряки (воротники, повязки-ленты с якорями) – 8шт.
Шорты с лямками и хвостиками для 3-х поросят
Шапочки-маски
Юбочки для акробаток/балерин/гимнасток – 10шт.
Снеговик (беретка, шарфик)
Банты кукол
Разноцветные накидки
Хвост и крылья Сороки
Белка (пелеринка, ушки)
Белка/кошка (юбка, жилетка, ушки)
Гномы (воротники, колпаки)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».