План работы «Школы молодого педагога» МБДОУ №4
Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с
молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательном учреждении или со
специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также
воспитателями,
нуждающимися
в
дополнительной
подготовке
для
проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной
группе.
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ
необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы
методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный
уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться
сделать то, что они еще не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования,
направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков
педагогики, основанных на достижении науки и передового педагогического
опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на
формирование
коллектива
единомышленников,
развитие
творческого
потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в
МБДОУ.
Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к
традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию.
Процесс повышения профессионализма молодого педагога предполагается
строить с учетом следующих факторов:
• уровень базового образования;
•
индивидуальных
потребностей:
креативный
предпочитаемого способа усвоения информации,
• уровень профессиональных потребностей педагога.
потенциал,
стиль
Только
в
этом
случае
возможно
определение
индивидуальной
траектории профессионального роста.
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по
повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это
позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать
момента
неуверенности
в
собственных
силах,
наладить
успешную
коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть
свою
индивидуальность
и
начать
формировать
собственный
профессиональный проект.
Важным в профессиональном становлении молодого педагога является
информация, обеспечивающая его деятельность и психолого-педагогическая
поддержка, в том числе материальное поощрение. Совместно с наставником
молодой педагог вырабатывает и старается поддерживать ориентировку в
руководстве профессиональным становлением. В их основы положены
высказывания выдающихся педагогов. Первые годы работы молодого
специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой
судьбе.
В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные
стороны. Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для
расширения круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а
кропотливый поиск, анализ того, что делаешь.
Цель работы:
Формирование у начинающих педагогов высоких профессиональных
идеалов,
потребностей
самосовершенствовании,
в
постоянном
организация
и
саморазвитии
создание
условий
и
для
профессионального роста молодых, начинающих педагогов.
Задачи:
•
удовлетворять
потребности
молодых
педагогов
в
непрерывном
образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений;
2
•
способствовать формированию индивидуального стиля творческой
деятельности педагогов;
•
помочь молодым воспитателям внедрить современные подходы и
передовые педагогические технологии в образовательный процесс;
•
•
формировать интерес к педагогической деятельности;
формировать профессионально значимые качества молодых педагогов,
необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми
участниками педагогического процесса;
•
совершенствовать качество воспитательно -образовательного процесса
путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов
МБДОУ.
На занятиях школы молодого педагога оказывается теоретическая и
практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации
образовательного процесса:
работа с документацией, образовательными программами;
современные подходы к занятию;
культура анализа и самоанализа занятия, досугового мероприятия;
рефлексия педагогической деятельности;
Основные принципы:
Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип целостности.
Принцип сотрудничества.
Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
Планирование и организация работы в ходе непосредственнообразовательной деятельности.
Планирование и организация воспитательной работы.
Работа с документацией.
Работа по самообразованию.
3
Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
Психолого - педагогическая поддержка.
Прогнозируемые результаты.
По итогам данной работы специалисты приобретут ряд профессиональных
умений:
аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в
педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные
требования;
умение
планировать,
подготавливать
и
осуществлять
процесс
воспитательно - образовательной работы с ребенком;
умения применять психолого-педагогические знания в воспитательнообразовательной работе с ребёнком;
прогностические
умения,
позволяющие
учитывать
специфику
индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном
учреждении
и
создавать
эстетически
грамотно
организованную
и
психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
умение
использовать
современные
инновационные
технологии
в
образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Педагог-наставник:
• содействует созданию благоприятных условий для профессионального
роста начинающих педагогов;
• обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
• оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации
воспитательно - образовательной работы с детьми в соответствии с
возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
• передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
• знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и
4
востребованными педагогическими технологиями;
• консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных
пособий, игрового и дидактического материала;
• оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности
начинающего педагога.
План работы «Школы молодого педагога»
№
п/п
Содержание работы
1.
2.
3.
4.
Сроки
1.Собеседование
с
молодыми Сентябрь
воспитателями
2.Ознакомление
воспитателей
со
Школой молодого педагога, как одной
из форм педагогических объединений.
Принятие плана работы на год.
3.Микроисследование
«Как
вы
относитесь к своей профессии?»
1.Самообразование
как
источник Октябрь
индивидуального роста педагога
2.Инструктаж о ведении документации
педагога
Формы планирования образовательного
процесса. Учебный план – рабочая
программа
–
тематическое
планирование.
3.Содержание
комплекснотематического планирования.
Семинар
по теме: «Современное Ноябрь
занятие в контексте ФГОС ДО»
- теоретическая часть
- практическая часть
1. Формы проведения НОД с детьми
разного возраста.
2.Методические
рекомендации
по
анализу и самоанализу занятия
3.Посещение молодыми специалистами
занятий
творчески
работающих
педагогов
4.Анализ занятий
Творческая мастерская «Портфолио Декабрь
молодого воспитателя» - интернет –
5
Исполнители
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники,
5.
6.
7.
8.
9.
ресурс:
Общие сведения о воспитателе;
Нормативные документы;
Открытые уроки;
Доклады,
публикации,
творческие
наработки;
Работы детей;
Дидактические материалы.
Инновационные технологии в системе Январь
дошкольного
образования.
ИКТтехнологии (Мастер-класс)
Организация прогулки с детьми в Февраль
разное время года (Открытый просмотр,
консультация)
Организация
предметноМарт
пространственной среды в группе и на
участке (Консультация, мастер-класс,
экскурсия)
1.
Современные
подходы
к Апрель
взаимодействию ДОО и семьи Формы
работы
с
родителями
детей.
Нетрадиционные
формы
взаимодействия
с
родителями
(примерная тематика родительских
собраний).
Подведение итогов работы ШМП
Май
Анкетирование
«Выявление
профессиональных
затруднений,
определение степени комфортности
педагога в коллективе»
молодые педагоги
Руководитель ШМП,
молодые педагоги
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники
Руководитель ШМП
педагоги-наставники
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ
необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы
методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный
уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться
сделать то, что они еще не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного
образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и
навыков педагогики, основанных на достижении науки и передового
6
педагогического опыта, способствующих повышению профессионального
мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие
творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной
работы в ДОУ.
Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к
традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию.
Процесс повышения профессионализма молодого педагога предполагается
строить с учетом следующих факторов:
• уровень базового образования;
•
индивидуальных
потребностей:
креативный
потенциал,
стиль
предпочитаемого способа усвоения информации,
• уровень профессиональных потребностей педагога.
Только
в
этом
случае
возможно
определение
индивидуальной
траектории профессионального роста.
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по
повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это
позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать
момента
неуверенности
в
собственных
силах,
наладить
успешную
коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть
свою
индивидуальность
и
начать
формировать
собственный
профессиональный проект.
Важным в профессиональном становлении молодого педагога ДОУ
является информация, обеспечивающая его деятельность и психологопедагогическая поддержка, в том числе материальное поощрение. Совместно
с наставником молодой педагог вырабатывает и старается поддерживать
ориентировку в руководстве профессиональным становлением. Первые годы
работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и
человеческой судьбе.
В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны.
Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения
7
круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а кропотливый
поиск, анализ того, что делаешь. Мы полагаем, что использование
системного подхода при организации методической работы по повышению
профессиональной компетентности молодого специалиста позволит ему
быстро адаптироваться к работе в детском саду.
8
Беседа в рамках Школы молодого педагога
«Взаимодействие с родителями»
Взаимодействие с родителями необходимо, чтобы выработать единые
подходы
к воспитанию
детей.
Такая
работа
должна
строиться
на
интересе родителей к вопросам воспитания и развития их ребенка, учитывать
интересы, склонности, способности детей. Попробуем разобраться, что
мешает диалогу между педагогом и родителями?
1. Типы поведения педагогов при взаимодействии с родителями.
• «Воспитатель
родителей».
Педагог говорит:
«Я
получила
профессиональное образование, я лучше знаю, что надо Вашему ребенку, Вы
должны, Вы обязаны и т. д.». Такой педагог не учитывает опыт семьи
и родители, чаще всего, родители не хотят общаться с ним.
• «Закрытый педагог». Позиция такого педагога: спросите – отвечу, не
спросите – не скажу. Родители считают такого педагога равнодушным к
ребенку.
• «Дисциплинщик». Такой педагог обращает внимание в группе на
поведение детей, на выполнение режимных моментов. С родителями он
говорит
только
о
поведении
детей. Родители считают
такого
ребенка,
хвалит
тихих,
педагога «жестким» и
спокойных
стараются
не
задавать лишних вопросов.
• «Интеллектуал». Педагог большое внимание уделяет организованной
образовательной деятельности. С родителями говорит о степени успешности
ребенка на занятиях, мало внимания обращает на общение ребенка и его
игровую деятельность.
2. Трудности, которые испытывают педагоги при общении с родителями.
• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и
его значения. Они воспринимают этот период как подготовку к школе.
9
• Несформированность у родителей педагогической рефлексии, т. е.
умения проанализировать педагогическую ситуацию.
• Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и
деятельности детей в ДОУ.
3. Задачи работы с родителями.
• Установление доверительных отношений с семьями воспитанников,
объединение усилий для развития детей, создание атмосферы общности
интересов.
•
Активизация
и
обогащение воспитательных
умений
родителей,
поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
4. Формы работы с родителями.
• Собеседования помогают созданию контакта, носят ознакомительный
характер.
• Индивидуальные беседы помогают найти индивидуальный подход к
ребенку, скорректировать путь его развития, обозначить единый подход
к воспитанию. Беседа должна затрагивать следующие вопросы:
1. Что хорошего может воспитатель сказать о ребенке?
2. Что тревожит, беспокоит педагога в ребенке?
3. Каковы причины данных проблем?
4. Какими путями и средствами, с помощью каких методов и форм работы
можно устранить негативные явления.
5. Выработка общих подходов в воспитании педагогов и родителей.
• Групповые формы работы
1. Родительские собрания. Подготовка: выбор темы, изучение литературы,
проведение микроисследования среди детей и родителей, определение вида,
формы, этапов собрания, размещение на стенде за 2-3 недели темы, вопросов
собрания. Родителям
интересно
социальный
В
заказ.
собрание,
остальных
случаях
темой
которого
необходима
является
мотивация,
чтобы родители воспринимали знания и умения, полученные на собрании.
10
2. Устный педагогический журнал проводится в виде устных сообщений
на разные темы.
3.
Педагогическая
дискуссия
позволяет
вовлечь
всех родителей в
обсуждение проблемы.
4. Родительский клуб – одна из самых востребованных в наше время форм
работы. Имеет теоретическую часть (беседа или сообщение педагогов,
специалистов, практическую часть (подключаются дети для совместного
выполнения
какой-либо
деятельности,
рекомендации).
11
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
заключительная
часть (итоги,