План работы «Школы молодого педагога» МБДОУ №4 Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогики, основанных на достижении науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в МБДОУ. Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию. Процесс повышения профессионализма молодого педагога предполагается строить с учетом следующих факторов: • уровень базового образования; • индивидуальных потребностей: креативный предпочитаемого способа усвоения информации, • уровень профессиональных потребностей педагога. потенциал, стиль Только в этом случае возможно определение индивидуальной траектории профессионального роста. Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект. Важным в профессиональном становлении молодого педагога является информация, обеспечивающая его деятельность и психолого-педагогическая поддержка, в том числе материальное поощрение. Совместно с наставником молодой педагог вырабатывает и старается поддерживать ориентировку в руководстве профессиональным становлением. В их основы положены высказывания выдающихся педагогов. Первые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе. В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны. Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь. Цель работы: Формирование у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей самосовершенствовании, в постоянном организация и саморазвитии создание условий и для профессионального роста молодых, начинающих педагогов. Задачи: • удовлетворять потребности молодых педагогов в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений; 2 • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов; • помочь молодым воспитателям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс; • • формировать интерес к педагогической деятельности; формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса; • совершенствовать качество воспитательно -образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов МБДОУ. На занятиях школы молодого педагога оказывается теоретическая и практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса: работа с документацией, образовательными программами; современные подходы к занятию; культура анализа и самоанализа занятия, досугового мероприятия; рефлексия педагогической деятельности; Основные принципы: Принцип уважения и доверия к человеку. Принцип целостности. Принцип сотрудничества. Принцип индивидуализации. Основные направления работы: Планирование и организация работы в ходе непосредственнообразовательной деятельности. Планирование и организация воспитательной работы. Работа с документацией. Работа по самообразованию. 3 Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста. Психолого - педагогическая поддержка. Прогнозируемые результаты. По итогам данной работы специалисты приобретут ряд профессиональных умений: аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования; умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно - образовательной работы с ребенком; умения применять психолого-педагогические знания в воспитательнообразовательной работе с ребёнком; прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе; умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем; умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др. Педагог-наставник: • содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; • обеспечивает атмосферу взаимопомощи; • оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ; • передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство; • знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и 4 востребованными педагогическими технологиями; • консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; • оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. План работы «Школы молодого педагога» № п/п Содержание работы 1. 2. 3. 4. Сроки 1.Собеседование с молодыми Сентябрь воспитателями 2.Ознакомление воспитателей со Школой молодого педагога, как одной из форм педагогических объединений. Принятие плана работы на год. 3.Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии?» 1.Самообразование как источник Октябрь индивидуального роста педагога 2.Инструктаж о ведении документации педагога Формы планирования образовательного процесса. Учебный план – рабочая программа – тематическое планирование. 3.Содержание комплекснотематического планирования. Семинар по теме: «Современное Ноябрь занятие в контексте ФГОС ДО» - теоретическая часть - практическая часть 1. Формы проведения НОД с детьми разного возраста. 2.Методические рекомендации по анализу и самоанализу занятия 3.Посещение молодыми специалистами занятий творчески работающих педагогов 4.Анализ занятий Творческая мастерская «Портфолио Декабрь молодого воспитателя» - интернет – 5 Исполнители Руководитель ШМП, педагоги-наставники Руководитель ШМП, педагоги-наставники Руководитель ШМП, педагоги-наставники Руководитель ШМП, педагоги-наставники, 5. 6. 7. 8. 9. ресурс: Общие сведения о воспитателе; Нормативные документы; Открытые уроки; Доклады, публикации, творческие наработки; Работы детей; Дидактические материалы. Инновационные технологии в системе Январь дошкольного образования. ИКТтехнологии (Мастер-класс) Организация прогулки с детьми в Февраль разное время года (Открытый просмотр, консультация) Организация предметноМарт пространственной среды в группе и на участке (Консультация, мастер-класс, экскурсия) 1. Современные подходы к Апрель взаимодействию ДОО и семьи Формы работы с родителями детей. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (примерная тематика родительских собраний). Подведение итогов работы ШМП Май Анкетирование «Выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе» молодые педагоги Руководитель ШМП, молодые педагоги Руководитель ШМП, педагоги-наставники Руководитель ШМП, педагоги-наставники Руководитель ШМП педагоги-наставники Руководитель ШМП, педагоги-наставники Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогики, основанных на достижении науки и передового 6 педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в ДОУ. Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию. Процесс повышения профессионализма молодого педагога предполагается строить с учетом следующих факторов: • уровень базового образования; • индивидуальных потребностей: креативный потенциал, стиль предпочитаемого способа усвоения информации, • уровень профессиональных потребностей педагога. Только в этом случае возможно определение индивидуальной траектории профессионального роста. Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект. Важным в профессиональном становлении молодого педагога ДОУ является информация, обеспечивающая его деятельность и психологопедагогическая поддержка, в том числе материальное поощрение. Совместно с наставником молодой педагог вырабатывает и старается поддерживать ориентировку в руководстве профессиональным становлением. Первые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе. В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны. Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения 7 круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь. Мы полагаем, что использование системного подхода при организации методической работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду. 8 Беседа в рамках Школы молодого педагога «Взаимодействие с родителями» Взаимодействие с родителями необходимо, чтобы выработать единые подходы к воспитанию детей. Такая работа должна строиться на интересе родителей к вопросам воспитания и развития их ребенка, учитывать интересы, склонности, способности детей. Попробуем разобраться, что мешает диалогу между педагогом и родителями? 1. Типы поведения педагогов при взаимодействии с родителями. • «Воспитатель родителей». Педагог говорит: «Я получила профессиональное образование, я лучше знаю, что надо Вашему ребенку, Вы должны, Вы обязаны и т. д.». Такой педагог не учитывает опыт семьи и родители, чаще всего, родители не хотят общаться с ним. • «Закрытый педагог». Позиция такого педагога: спросите – отвечу, не спросите – не скажу. Родители считают такого педагога равнодушным к ребенку. • «Дисциплинщик». Такой педагог обращает внимание в группе на поведение детей, на выполнение режимных моментов. С родителями он говорит только о поведении детей. Родители считают такого ребенка, хвалит тихих, педагога «жестким» и спокойных стараются не задавать лишних вопросов. • «Интеллектуал». Педагог большое внимание уделяет организованной образовательной деятельности. С родителями говорит о степени успешности ребенка на занятиях, мало внимания обращает на общение ребенка и его игровую деятельность. 2. Трудности, которые испытывают педагоги при общении с родителями. • Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения. Они воспринимают этот период как подготовку к школе. 9 • Несформированность у родителей педагогической рефлексии, т. е. умения проанализировать педагогическую ситуацию. • Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ. 3. Задачи работы с родителями. • Установление доверительных отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития детей, создание атмосферы общности интересов. • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. 4. Формы работы с родителями. • Собеседования помогают созданию контакта, носят ознакомительный характер. • Индивидуальные беседы помогают найти индивидуальный подход к ребенку, скорректировать путь его развития, обозначить единый подход к воспитанию. Беседа должна затрагивать следующие вопросы: 1. Что хорошего может воспитатель сказать о ребенке? 2. Что тревожит, беспокоит педагога в ребенке? 3. Каковы причины данных проблем? 4. Какими путями и средствами, с помощью каких методов и форм работы можно устранить негативные явления. 5. Выработка общих подходов в воспитании педагогов и родителей. • Групповые формы работы 1. Родительские собрания. Подготовка: выбор темы, изучение литературы, проведение микроисследования среди детей и родителей, определение вида, формы, этапов собрания, размещение на стенде за 2-3 недели темы, вопросов собрания. Родителям интересно социальный В заказ. собрание, остальных случаях темой которого необходима является мотивация, чтобы родители воспринимали знания и умения, полученные на собрании. 10 2. Устный педагогический журнал проводится в виде устных сообщений на разные темы. 3. Педагогическая дискуссия позволяет вовлечь всех родителей в обсуждение проблемы. 4. Родительский клуб – одна из самых востребованных в наше время форм работы. Имеет теоретическую часть (беседа или сообщение педагогов, специалистов, практическую часть (подключаются дети для совместного выполнения какой-либо деятельности, рекомендации). 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) заключительная часть (итоги,