Школа молодого педагога

План работы «Школы молодого педагога» МБДОУ №4
Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с
молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательном учреждении или со
специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также
воспитателями,

нуждающимися

в

дополнительной

подготовке

для

проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной
группе.
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ
необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы
методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный
уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться
сделать то, что они еще не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования,
направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков
педагогики, основанных на достижении науки и передового педагогического
опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на
формирование

коллектива

единомышленников,

развитие

творческого

потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в
МБДОУ.
Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к
традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию.
Процесс повышения профессионализма молодого педагога предполагается
строить с учетом следующих факторов:
• уровень базового образования;
•

индивидуальных

потребностей:

креативный

предпочитаемого способа усвоения информации,
• уровень профессиональных потребностей педагога.

потенциал,

стиль

Только

в

этом

случае

возможно

определение

индивидуальной

траектории профессионального роста.
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по
повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это
позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать
момента

неуверенности

в

собственных

силах,

наладить

успешную

коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть
свою

индивидуальность

и

начать

формировать

собственный

профессиональный проект.
Важным в профессиональном становлении молодого педагога является
информация, обеспечивающая его деятельность и психолого-педагогическая
поддержка, в том числе материальное поощрение. Совместно с наставником
молодой педагог вырабатывает и старается поддерживать ориентировку в
руководстве профессиональным становлением. В их основы положены
высказывания выдающихся педагогов. Первые годы работы молодого
специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой
судьбе.
В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные
стороны. Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для
расширения круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а
кропотливый поиск, анализ того, что делаешь.
Цель работы:
Формирование у начинающих педагогов высоких профессиональных
идеалов,

потребностей

самосовершенствовании,

в

постоянном

организация

и

саморазвитии

создание

условий

и
для

профессионального роста молодых, начинающих педагогов.
Задачи:
•

удовлетворять

потребности

молодых

педагогов

в

непрерывном

образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений;
2

•

способствовать формированию индивидуального стиля творческой

деятельности педагогов;
•

помочь молодым воспитателям внедрить современные подходы и

передовые педагогические технологии в образовательный процесс;
•
•

формировать интерес к педагогической деятельности;
формировать профессионально значимые качества молодых педагогов,

необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми
участниками педагогического процесса;
•

совершенствовать качество воспитательно -образовательного процесса

путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов
МБДОУ.
На занятиях школы молодого педагога оказывается теоретическая и
практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации
образовательного процесса:
 работа с документацией, образовательными программами;
 современные подходы к занятию;
 культура анализа и самоанализа занятия, досугового мероприятия;
 рефлексия педагогической деятельности;
Основные принципы:
Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип целостности.
Принцип сотрудничества.
Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
Планирование и организация работы в ходе непосредственнообразовательной деятельности.
Планирование и организация воспитательной работы.
Работа с документацией.
Работа по самообразованию.
3

Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
Психолого - педагогическая поддержка.
Прогнозируемые результаты.
По итогам данной работы специалисты приобретут ряд профессиональных
умений:
 аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в
педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные
требования;


умение

планировать,

подготавливать

и

осуществлять

процесс

воспитательно - образовательной работы с ребенком;
 умения применять психолого-педагогические знания в воспитательнообразовательной работе с ребёнком;


прогностические

умения,

позволяющие

учитывать

специфику

индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
 умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном
учреждении

и

создавать

эстетически

грамотно

организованную

и

психологически комфортную развивающуюся среду в нем;


умение

использовать

современные

инновационные

технологии

в

образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Педагог-наставник:
• содействует созданию благоприятных условий для профессионального
роста начинающих педагогов;
• обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
• оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации
воспитательно - образовательной работы с детьми в соответствии с
возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
• передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
• знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и
4

востребованными педагогическими технологиями;
• консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных
пособий, игрового и дидактического материала;
• оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности
начинающего педагога.

План работы «Школы молодого педагога»
№
п/п

Содержание работы

1.

2.

3.

4.

Сроки

1.Собеседование
с
молодыми Сентябрь
воспитателями
2.Ознакомление
воспитателей
со
Школой молодого педагога, как одной
из форм педагогических объединений.
Принятие плана работы на год.
3.Микроисследование
«Как
вы
относитесь к своей профессии?»
1.Самообразование
как
источник Октябрь
индивидуального роста педагога
2.Инструктаж о ведении документации
педагога
Формы планирования образовательного
процесса. Учебный план – рабочая
программа
–
тематическое
планирование.
3.Содержание
комплекснотематического планирования.
Семинар
по теме: «Современное Ноябрь
занятие в контексте ФГОС ДО»
- теоретическая часть
- практическая часть
1. Формы проведения НОД с детьми
разного возраста.
2.Методические
рекомендации
по
анализу и самоанализу занятия
3.Посещение молодыми специалистами
занятий
творчески
работающих
педагогов
4.Анализ занятий
Творческая мастерская «Портфолио Декабрь
молодого воспитателя» - интернет –
5

Исполнители

Руководитель ШМП,
педагоги-наставники

Руководитель ШМП,
педагоги-наставники

Руководитель ШМП,
педагоги-наставники

Руководитель ШМП,
педагоги-наставники,

5.

6.

7.

8.

9.

ресурс:
Общие сведения о воспитателе;
Нормативные документы;
Открытые уроки;
Доклады,
публикации,
творческие
наработки;
Работы детей;
Дидактические материалы.
Инновационные технологии в системе Январь
дошкольного
образования.
ИКТтехнологии (Мастер-класс)
Организация прогулки с детьми в Февраль
разное время года (Открытый просмотр,
консультация)
Организация
предметноМарт
пространственной среды в группе и на
участке (Консультация, мастер-класс,
экскурсия)
1.
Современные
подходы
к Апрель
взаимодействию ДОО и семьи Формы
работы
с
родителями
детей.
Нетрадиционные
формы
взаимодействия
с
родителями
(примерная тематика родительских
собраний).
Подведение итогов работы ШМП
Май
Анкетирование
«Выявление
профессиональных
затруднений,
определение степени комфортности
педагога в коллективе»

молодые педагоги

Руководитель ШМП,
молодые педагоги
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники
Руководитель ШМП,
педагоги-наставники
Руководитель ШМП
педагоги-наставники

Руководитель ШМП,
педагоги-наставники

Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ
необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы
методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный
уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться
сделать то, что они еще не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного
образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и
навыков педагогики, основанных на достижении науки и передового
6

педагогического опыта, способствующих повышению профессионального
мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие
творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной
работы в ДОУ.
Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к
традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию.
Процесс повышения профессионализма молодого педагога предполагается
строить с учетом следующих факторов:
• уровень базового образования;
•

индивидуальных

потребностей:

креативный

потенциал,

стиль

предпочитаемого способа усвоения информации,
• уровень профессиональных потребностей педагога.
Только

в

этом

случае

возможно

определение

индивидуальной

траектории профессионального роста.
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по
повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это
позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать
момента

неуверенности

в

собственных

силах,

наладить

успешную

коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть
свою

индивидуальность

и

начать

формировать

собственный

профессиональный проект.
Важным в профессиональном становлении молодого педагога ДОУ
является информация, обеспечивающая его деятельность и психологопедагогическая поддержка, в том числе материальное поощрение. Совместно
с наставником молодой педагог вырабатывает и старается поддерживать
ориентировку в руководстве профессиональным становлением. Первые годы
работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и
человеческой судьбе.
В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны.
Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения
7

круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а кропотливый
поиск, анализ того, что делаешь. Мы полагаем, что использование
системного подхода при организации методической работы по повышению
профессиональной компетентности молодого специалиста позволит ему
быстро адаптироваться к работе в детском саду.

8

Беседа в рамках Школы молодого педагога
«Взаимодействие с родителями»
Взаимодействие с родителями необходимо, чтобы выработать единые
подходы

к воспитанию

детей.

Такая

работа

должна

строиться

на

интересе родителей к вопросам воспитания и развития их ребенка, учитывать
интересы, склонности, способности детей. Попробуем разобраться, что
мешает диалогу между педагогом и родителями?
1. Типы поведения педагогов при взаимодействии с родителями.
• «Воспитатель

родителей».

Педагог говорит:

«Я

получила

профессиональное образование, я лучше знаю, что надо Вашему ребенку, Вы
должны, Вы обязаны и т. д.». Такой педагог не учитывает опыт семьи
и родители, чаще всего, родители не хотят общаться с ним.
• «Закрытый педагог». Позиция такого педагога: спросите – отвечу, не
спросите – не скажу. Родители считают такого педагога равнодушным к
ребенку.
• «Дисциплинщик». Такой педагог обращает внимание в группе на
поведение детей, на выполнение режимных моментов. С родителями он
говорит

только

о

поведении

детей. Родители считают

такого

ребенка,

хвалит

тихих,

педагога «жестким» и

спокойных

стараются

не

задавать лишних вопросов.
• «Интеллектуал». Педагог большое внимание уделяет организованной
образовательной деятельности. С родителями говорит о степени успешности
ребенка на занятиях, мало внимания обращает на общение ребенка и его
игровую деятельность.
2. Трудности, которые испытывают педагоги при общении с родителями.
• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и
его значения. Они воспринимают этот период как подготовку к школе.
9

• Несформированность у родителей педагогической рефлексии, т. е.
умения проанализировать педагогическую ситуацию.
• Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и
деятельности детей в ДОУ.
3. Задачи работы с родителями.
• Установление доверительных отношений с семьями воспитанников,
объединение усилий для развития детей, создание атмосферы общности
интересов.
•

Активизация

и

обогащение воспитательных

умений

родителей,

поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
4. Формы работы с родителями.
• Собеседования помогают созданию контакта, носят ознакомительный
характер.
• Индивидуальные беседы помогают найти индивидуальный подход к
ребенку, скорректировать путь его развития, обозначить единый подход
к воспитанию. Беседа должна затрагивать следующие вопросы:
1. Что хорошего может воспитатель сказать о ребенке?
2. Что тревожит, беспокоит педагога в ребенке?
3. Каковы причины данных проблем?
4. Какими путями и средствами, с помощью каких методов и форм работы
можно устранить негативные явления.
5. Выработка общих подходов в воспитании педагогов и родителей.
• Групповые формы работы
1. Родительские собрания. Подготовка: выбор темы, изучение литературы,
проведение микроисследования среди детей и родителей, определение вида,
формы, этапов собрания, размещение на стенде за 2-3 недели темы, вопросов
собрания. Родителям

интересно

социальный

В

заказ.

собрание,

остальных

случаях

темой

которого

необходима

является
мотивация,

чтобы родители воспринимали знания и умения, полученные на собрании.
10

2. Устный педагогический журнал проводится в виде устных сообщений
на разные темы.
3.

Педагогическая

дискуссия

позволяет

вовлечь

всех родителей в

обсуждение проблемы.
4. Родительский клуб – одна из самых востребованных в наше время форм
работы. Имеет теоретическую часть (беседа или сообщение педагогов,
специалистов, практическую часть (подключаются дети для совместного
выполнения

какой-либо

деятельности,

рекомендации).

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

заключительная

часть (итоги,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».