Программа работы с одаренными детьми

Паспорт программы
Наименование
программы

Одаренный ребенок

Основания для
разработки программы

Постановление Правительства РФ от 17 ноября
2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил
выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, сопровождения и мониторинга их
дальнейшего развития».
Государственная Программа Свердловской
области «Реализация молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в
Свердловской области до 2024 года»
Старший воспитатель Михальченко Татьяна
Васильевна и творческая группа МБДОУ№4
Создание условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации
4 года

Разработчик программы
Цель программы
Срок реализации
программы
Исполнители основных
мероприятий программы

Педагогический коллектив МБДОУ №4

Соисполнители

Воспитанники ДОУ и их родители

Ожидаемые конечные
результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым
оказывается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных
маршрутов;
- повышение квалификации педагогов в рамках
самообразования по теме «Одаренные дети»;
- совершенствование системы работы с
одаренными детьми
Контроль в рамках программы осуществляет
администрация детского сада и методический
совет. Вопросы исполнения заслушиваются на
заседаниях методических объединений,
педагогических советах, родительских собраниях.

Система контроля
исполнения программы

Одаренность – это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние системы образования характеризуется всё
большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала
развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых,
значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей
потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных
детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития
одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает
практика,

реализуются

слабо.

Это

обусловлено,

с

одной

стороны,

ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и
родителей
одарённости

необходимых
на

этапе

знаний

о

дошкольного

методах

выявления

детства.

В

и

развития

реальной

практике

дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки
целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического
коллектива

по

выявлению,

поддержанию

и

развитию

одарённых

дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные
институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными
детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников
в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и
обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия
для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для

выявления

скрытой

до

определенного

времени

одаренности других

воспитанников.
Основание для разработки Программы
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ
- приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от
17.10.2013 г. №1155
основные

-

положения

«Декларации

прав

человека»,

принятой

Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года №
Пр-271
-

«Санитарно

–

эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
29 мая 2015 года № 996-р);
- - Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об
утверждении

Правил

выявления

детей,

проявивших

выдающиеся

способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
-Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках
Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством
РФ от 03.10.2002г.;
-

Правительство Свердловской области

Постановление от 29 декабря 2017 года N 1047-ПП

об

утверждении Государственной

Программы

Свердловской

области

"Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан
в Свердловской области до 2024 года" - Стратегия развития воспитания в свердловской области
До 2025 года
- Семейный кодекс РФ
- Конституция РФ

Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности
является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый
ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при
благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность
каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей
главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для
раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их
последующей реализации в профессиональной деятельности.

Следует

подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает
надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким
образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не
затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и
обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении,
мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно
большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и
креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в
этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так
и

психосоциальными

особенностями

неординарных

детей.

Наличие

неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление
модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения
работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы
поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и
апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная
активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной
нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых
образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного

возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность
мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость
на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в
образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с
предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению
и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную
активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких
специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы
дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая
является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации
творческого

потенциала

личности.

Программа

рассчитана

на

детей

дошкольного возраста.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации.
Воспитательная

цель:

воспитание

личности,

обладающей

коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на
фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная
пространства

цель:

детского

сада

расширение
для

единого

социально

образовательного

значимой

реализации

индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к
включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от
реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
1.

Создать

систему

целенаправленного

выявления

и

отбора

одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
2.

Создать

максимально

благоприятные

условия

для

интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и
в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в
научно-исследовательской и поисковой деятельности.

3.

Внедрение

инновационных

педагогических

технологий

воспитания и обучения одаренных детей.
4.

Создать условия, способствующие организации работы педагогов

с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и
реализации образовательных и творческих возможностей.
5.

Совершенствовать

научно-методическое

и

психолого-

педагогическое сопровождение одаренных детей.
6.

Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими

общественными

организациями,

учреждениями

дополнительного

образования.
7.

Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на

муниципальном и региональном уровне.
8. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Механизмы реализации программы.
1.

Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее

дальнейшего

развития

методов,

учитывающих

быстро

меняющуюся

социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными
детьми.
2.

Совершенствование деятельности администрации по мотивации

педагогов на управление развитием исследовательских и творческих
способностей учащихся.
3.

Совершенствование технологии портфолио для построения

индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
 Интеллектуальная сфера
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и
исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и
практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач

- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
 Сфера академических достижений
- Чтение: ребёнок читает, использует богатый словарный запас,
исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и
измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет
необычное для своего возраста понимание математических отношений.
- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям;
проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует
опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей;
хорошо схватывает абстрактные понимания.
 Творчество
- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой
уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает
всё по-своему;
-

изобретателен

в

изобразительной

деятельности,

играх.

В

использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной
ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию
материалов.
 Общение и лидерство
- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм
и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные
для его возраста.
 Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
 Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
 Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей
тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных
упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой,
демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Основные составляющие и методические рекомендации программы
психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
Использовать перспективное планирование для организации

1.

систематического интеллектуально познавательного развития одарённых
детей.
Помнить

2.

о

познавательной

нагрузке

образовательной

деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
 блоки дополнительной информации для индивидуального или
группового воздействия;
 модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и
упражнений.
В занятиях познавательного цикла должны присутствовать

3.

следующие блоки:
 вводящие новую информацию (навыки, операции);
 закрепляющие новую информацию;
 систематизирующие новую информацию.
Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные

4.
занятия,

психолого-педагогические

тренинги.

Это

способствует

структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие –
мышление – воображение.
5.

Систематически проводить:
 контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в
соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
 психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики
психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).

Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными
детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми
являются:
1. Системный подход, который реализуется через:
 интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей
на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные
учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
 интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях
развития одаренных детей, учитывая их способности;
 взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с
развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой
деятельности детей;
 взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том
числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с
индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных
детей;
 направленность

на

формирование

целостной

индивидуальности

дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и
эмоционально-волевую сферы;
 обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов
учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного
ребенка);
 наличие соответствующей подсистемы организационно-методического
обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка
и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных
материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
2.

Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в

человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности
преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам
разума, красоты и добра».

Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных

3.
детей

заключается

в том, что каждый одаренный ребенок должен

воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе,
содержание которой направлено на реализацию его непосредственных
интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка
в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя
не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им
обязательным программным материалом.
4.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания,

обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс
развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего
детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
Во-вторых,

основополагающие

элементы

творческих

способностей,

восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других
формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все
более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и
обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств,
потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании
действительности.
5.

Принцип

развития

важен

для

целенаправленного

программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы
творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом,
чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а
последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным
видам деятельности, искусств.
6.

Комплексный

подход

к

работе

с

одаренными

детьми

предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
 принцип комплексности в преподавании различных предметов и
искусств на интегративной основе;
 принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться
любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность.

Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому
делу он будет относиться с отвращением;
 принцип

«комфортности»

в

обучении

включает

создание

благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального,
литературного и т.д.);
 принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя
откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр,
музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться
невостребованным и уже ненужным;
 принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на
раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения
у ребенка были задействованы все органы чувств.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются
четыре основных стратегии обучения:
1.

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и

возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным
темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и
только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития
одаренного

ребенка

и

отсутствия

необходимых

условий

обучения

применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности
не представляется возможным.
2.

Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,

которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной
конкретной

области

знания

или

области

деятельности.

При

этом

предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
3.

Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей

оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных
занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
4.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование

личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае
состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся

сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что
способствует формированию у воспитанника личностного подхода к
изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана
сознания.

Как

правило,

такие

программы

не

существуют

как

самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ,
либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные
возможности в организации работы с одаренными детьми, которые
выражаются в следующих противоречиях:


между необходимостью создания

нормативной

и

учебно-

материальной базы для организации работы с одаренными детьми и
отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее
осуществления в ДОУ;


между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к

обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в
области образования, которые им предоставляются;


между огромными потенциальными возможностями развития

одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

детей

между специфичностью и проблемностью развития одаренных
и

недостатком

психолого-педагогических

знаний

учителей

и

родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном
и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего
педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и
общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и
возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности
ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать
эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

Направления работы в рамках программы
 Координационное направление:


организация работы всего коллектива детского сада;



создание предметных базовых площадок;



интеграция

в

рамках

данного

направления

деятельности

образования;


обеспечение нормативно-правовой базы;



ресурсное обеспечение;



контроль и анализ деятельности.

 Диагностическое направление:


формирование банка методического обеспечения для выявления

одаренности;


проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для

выявления одаренных детей;


проведение диагностики одаренных детей;



диагностика условий обучения и развития одаренных детей;



создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».

 Кадровое направление:


определение критериев эффективности педагогической работы с

одаренными детьми;


повышение квалификации педагогов на разных уровнях;



оказание информационной, методической и финансовой помощи

педагогам;


создание

творческой

группы

педагогов,

работающих

с

одаренными детьми;


создание

условий

для

отработки

и

применения

новых

педагогических технологий.
 Развивающее направление:


создание образовательной среды для развития одаренных детей;



организация

кружков

интеллектуальной,

художественно-

эстетической направленности;


создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и

других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;


обеспечение материально-технической базы;



создание системы психологического сопровождения одаренных

детей;


использование информационно-коммуникационных технологий.

 Информационное направление:


привлечение внимания педагогической общественности, органов

государственного управления, средств массовой информации к проблемам
одаренных детей;


организация работы библиотеки;



создание банка образовательных программ, диагностических и

методических материалов;


информационная

одаренными детьми.

поддержка

педагогов,

работающих

с

Основные этапы реализации программы
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 4года:
Название
этапа

Время
Цель
проведени
я

с 2018 по 2021 годы.
Задачи

Планируемые мероприятия
1.Проведение комплексной психолого-педагогической
диагностики индивидуальных особенностей
воспитанников на всех ступенях учебновоспитательного процесса.
2.Изучение воспитателями стратегий и технологий
работы с одарёнными детьми.
3.Создание творческой работы воспитателей по работе
с одаренными детьми.
4.Социально-психологическая и методическая
подготовка воспитателей детского сада, ознакомление
с передовым опытом в области работы с одаренными
детьми.
5.Создание нормативно-правовой базы.
6.Создание системы диагностики развития
одаренности детей в процессе реализации программы.
7.Создание системы взаимосвязей творческой группы
педагогов дошкольных учреждений, средней школы,
учреждений дополнительного образования,
общественных объединений.
8.Разработка авторских и корректировка имеющихся
программ воспитателей по различным видам
деятельности в ДОУ, дополнительного образования и
индивидуальных образовательных маршрутов.
1.Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными детьми.
2.Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
3.Выпуск информационных бюллетеней, методических
рекомендаций, памяток по работе с одарёнными
детьми.
4.Пополнение и обновление банка данных «Одаренные
дети ДОУ», банка данных образовательных программ,

1 этап
— Сентябрьдиагностикодекабрь 2018
организационн г.
ый

Подготовить
условия
для
формирования
системы работы с
одаренными
воспитанниками в
детском саду.

1.Изучение нормативной базы,
подзаконных актов по данной
проблеме.
2.Разработка программы работы с
одаренными детьми.
3.Разработка структуры
управления программой,
должностных инструкций,
распределение обязанностей.
4.Анализ материальнотехнических, педагогических
условий реализации программы.

2 этап
— 2019-2020
реализационны гг.
й,
организационн
опрактический

Апробация
системы работы с
одаренными
воспитанниками.

1.Диагностика склонностей
воспитанников.
2.Разработка методических
рекомендаций по работе с
одаренными детьми, основам
научного исследования,
материалов для проведения
различных мероприятий
(тематические недели, декады),

праздников.
3.Формирование методической
библиотеки детского сада по
работе с одаренными детьми.
4.Повышение квалификации
педагогов в области работы с
одаренными детьми.

методических материалов, диагностических методик.
5.Психологическая, педагогическая, валеологическая и
социальная поддержка одаренных детей.
6.Методическая помощь в реализации программ, обмен
опытом и совершенствование профессионального
мастерства педагогов.
7.Систематическая и целенаправленная работа с
одаренными детьми в ДОУ, регулярное проведение
интеллектуально-творческих мероприятий.
1.Обобщение результатов предыдущего этапа
3
этап
— 2020 - 2021 Переход системы 1.Анализ итогов реализации
итоговогг.
работы
с программы.
реализации.
аналитический
одаренными
2.Осуществление преемственности 2.Коррекция проекта и уточнение программы.
детьми в режим в воспитании и развитии
3.Дополнительная апробация изменений, внесенных в
функционировани одарённых детей на всех этапах
проект.
воспитания и обучения в детском
4.Распространение позитивного опыта, публикации в
я.
саду.
периодических изданиях.
3.Коррекция затруднений
5.Сравнительный анализ и обобщение результатов
педагогов в реализации
развития одаренных детей.
программы.
6.Мониторинг личных достижений воспитанников.
4.Обобщение и презентация
7.Анализ деятельности воспитателей по организации
результатов работы детского сада работы с одаренными детьми.
в реализации программы.
8.Создание системы работы с одаренными детьми в
условиях детского сада.
9.Определение проблем, возникших в ходе реализации
программы, пути их решения и разработка
перспективного плана-программы дальнейшей работы
в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми


Индивидуальный подход в образовательной деятельности,

использование в практике элементов дифференцированного обучения,
проведение нестандартных форм занятий;


Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками,

подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, миниолимпиадам;


Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных

конкурсах;


Психологические консультации, тренинги, тестирование;



Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные

соревнования;


Посещение предметных и творческих кружков по способностям,

а также спортивных секций по интересам;


Использование современных средств информации (Интернет,

медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);


Создание детских портфолио.
Участники реализации программы

Руководители:
- Заведующий ДОУ
- старший воспитатель
Творческая группа:
- воспитатели;
- педагог- психолог;
- музыкальные руководители;
- учитель - логопед;
А так же:
- воспитанники детского сада
- родители детей
- педагоги ДОУ

Ожидаемые результаты
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с

1.

различными типами одаренности.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных

2.

и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной
школой,

учреждениями

дополнительного

Использование

системы

образования,

родителями

учащихся.
3.

диагностики

для

выявления

и

отслеживания различных типов одаренности.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной

4.
работы

с

детьми,

склонными

к

творческой,

интеллектуальной,

художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
5.

Обобщение

и

систематизация

материалов

педагогической

практики.
6.

Повышение ответственности воспитателей детского сада при

организации работы с одаренными детьми.
7.

Активизация участия родителей и окружающего социума в

работе с одаренными детьми.
8.

Повышение качественных показателей учебно-воспитательного

процесса воспитанников.
9.

Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного

отношения к одаренным детям.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1.

Количественные

и

качественные

показатели

участия

воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
2.

Положительная динамика проявления интереса воспитанников к

различным видам деятельности.
3.

Положительная динамика проявления интереса педагогов к

исследовательской деятельности.

4.

Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с

одарёнными детьми.
5.

Уровень социальной успешности воспитанников.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в
детском саду
Направление
деятельности
Информационное
обеспечение

Организационнометодическое
обеспечение

Содержание
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Приказ о создании творческой группы «Работа с одаренными детьми в
ДОУ»
Положение: О проведении предметных недель, о конкурсах, викторинах и
т.п.
2. Программное обеспечение
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов
(рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
1. Создание целевого педагогического совета по проблеме работы с
одаренными детьми.
2. Повышение квалификации воспитателей через систему тематических
семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного
образования в детском саду.
4. Изучение обобщения опыта работы воспитателей .
5. Мониторинг работы системы.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными
детьми:
Форма
Наглядное моделирование

Спортивные мероприятия
Экспериментальная
мастерская
Работа по индивидуальным
образовательным
маршрутам
Круглый стол

Задачи
Развитие умственных способностей ребенка:
1.
Ознакомление с пространственными отношениями.
2.
Развитие элементов логического мышления.
3.
Развитие речи и ознакомление с художественной
литературой.
4.
Развитие элементарных математических представлений.
5.
Подготовка к обучению грамоте.
6.
Конструирование.
7.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
8.
Ознакомление с природой.
9.
Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
10. Изобразительное искусство.
Развитие физических способностей.
Выявление новых способностей у детей путем внедрения
новых педагогических технологий.
Создание индивидуальной траектории развития личности
ребенка
Психологическое и педагогическое сопровождение родителей

Кружки, секции,
тематические недели
(декады), праздники,
конкурсы

одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка
и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Создание условий для самореализации одаренных детей для
проявления творческих и интеллектуальных способностей

План реализации направлений программы «Одаренные дети»
на 2018- 2022 годы
№
п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление
1
2

Разработка приемлемой для ДОУ системы
выявления одаренного ребенка
Разработка системы взаимодействия с семьей
одаренного ребенка

2018
2018

Ст. воспитатель,
педагог-психолог
Ст. воспитатель,
педагог-психолог

Научно-методическое и образовательное направление
1

2
3
4
5
6

7
9

10

11

Разработка индивидуальных образовательных
программ в соответствии с особенностями
одаренного ребенка
Создание системы дополнительного образования
как условия для саморазвития и самореализации
Создание системы психолого-медико-социального
сопровождения
Апробация и внедрение диагностического
инструментария выявления одаренных детей
Апробация и внедрение программ развития и
поддержки одаренности
Создание и ведение банка данных, включающее
сведения о детях разных типов одаренности и
талантливости, образовательных программах
обучения одаренных детей, кадровом обеспечении
процесса
Повышение профессиональной квалификации
кадров, работающих с одаренными детьми
Целенаправленная работа с родителями по
проблемам детской одаренности, способам ее
поддержки и развития
Участие педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня по
проблемам одаренности ребенка
Привлечение внимания общественности города к
потребностям одаренных учащихся

20182019гг.

Творческая группа
педагогов

20182019гг.
20182019гг.
2018г.

Ст.воспитатель

С 2018 г.
2018-2021

Ст.воспитатель,
педагог-психолог
Педагог-психолог,
воспитатели
Ст.воспитатель,
педагог-психолог
Ст.воспитатель,
педагог-психолог,
творческая группа

2018-2021

Ст.воспитатель

2018-2021

Ст.воспитатель,
педагог-психолог,
воспитатели
Ст.воспитатель

2018-2021

2018-2021

Заведующий ДОУ,
родительский комитет

12
13

14

15

1
2

3

1

Создание информационной базы по проблемам
2018-2020
Ст.воспитатель
одаренности детей
Использование материалов российских сайтов в
2018-2021
Воспитатели ДОУ
Интернете, посвященных проблемам одаренных
детей
Оперативный сбор и оформление,
2018-2021
Ст.воспитатель,
распространение материалов по рубрикам:
воспитатели
- опыт педагогической работы с одаренными
детьми;
- родительские заметки об особенностях
воспитания и развития одаренных детей, а также о
проблемах, с которыми им придется сталкиваться;
- детские достижения (рисунки, стихи,
фотографии)
Деятельность методического объединения:
2018-2021
Ст.воспитатель
- рассмотрение материалов педагогических
исследований по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения
дошкольников;
-распространение педагогического опыта по
данной теме
Организационное психолого-педагогическое направление
Индивидуальная работа со специалистами
2018-2021
Организация и совершенствование работы клуба
2018-2021
«Умники и умницы», кружков различной
направленности
Создание среды общения, самореализации,
2018-2021
социализации:
- заключение договоров с учреждениями
образования различного уровня;
- организация и проведение конкурсов,
мероприятий различного уровня;
- организация выставок;
- организация защиты творческих проектов
педагогов вместе с детьми
Социально-экономическое направление
Создание условий для оказания одаренным детям
2018-2021
социальной, психологической, медицинской
помощи

Ст.воспитатель
Ст.воспитатель,
воспитатели, педагогпсихолог
Ст.воспитатель, творческая
группа

Заведующий ДОУ,
родительский комитет

Перспективный план деятельности на 2018-2021 учебный год
№
п/п

1

2

3

4

5

Направления
реализации
программы
Изучение
нормативных
документов,
рекомендаци
й и опыта
работы
педагогов по
вопросу
«Одаренные
дети»

Мероприятия

1. Методическое объединение «Работа с
одаренными детьми в условиях ДОУ»
2. Знакомство с новинками
педагогической литературы:
«Особенности работы с одаренными
детьми»
3. Круглый стол «Изучение
специальных исследований педагогов и
психологов: А.Проскуры,
Л.Выготского. А.Матюшкина»
4. Педсовет «Современная модель
системы работы с одаренными детьми и
детьми с особенностями развития»
5. Практикум «Организация
индивидуальной и
дифференцированной работы с
одаренными детьми, разработка
индивидуальных образовательных
маршрутов»
Преемственн 1.Алгоритм поиска и выявления
ость
одаренных детей в детском саду и в
дошкольных
школе: схожесть и различия
учреждений и 2. Собеседование с воспитателями об
начальной
интересах и наклонностях детей;
школы
анкетирование родителей;
организационное родительское
собрание «Развитие способностей
дошкольника»
Создание
1. Анкетно-биографические сведения по
банка данных одаренным детям
одаренных
2. Психодиагностические обследования
детей ДОУ
среди воспитанников
3. Анкетирование родителей
4. Диагностическая работа во время
проведения интеллектуальных и
художественных конкурсов
Психологичес 1. Регулярные психологические
кая помощь
консультации для родителей одаренных
одаренным
детей
детям
2. Организация психологического
сопровождения в ходе конкурсов,
олимпиад и других интеллектуальных и
творческих мероприятий
3. Психологические тренинги,
направленные на повышение
эмоциональной устойчивости детей
Создание
1. Комплектование научнометодической методического кабинета

Дата

Ответственные

Сентябрь
2018
Декабрь
2018

Совет творческой
группы воспитателей
Старший воспитатель

Январь 2019

Педагог-психолог

Февраль
2019

Совет творческой
группы воспитателей

Апрель 2019

Старший воспитатель,
воспитатели

Август 2018

Ст.воспитатель,
учителя начальных
классов
Педагог-психолог,
Совет творческой
группы воспитателей,
ст.воспитатель

Августсентябрь
2018

В течение
2018-2021
В течение
2018-2021
В течение
2018-2021
В течение
2018-2021

Ст.воспитатель,
воспитатели
Педагог-психолог

В течение
2018-2021

Педагог-психолог

В течение
2018-2021

Педагог-психолог

В течение
2018-2021

Педагог-психолог

В течение
2018-2021

Ст.воспитатель,
педагоги творческой

Педагог-психолог
Педагог-психолог

копилки по
работе с
одаренными
детьми

6

7

8

соответствующей учебной и научнометодической литературой
2. Создание методической копилки
(тесты, диагностические карты,
карточки для дифференцированной
работы, задания повышенной трудности
по различным видам образовательной
деятельности, разработки
интеллектуальных игр)
3. Создание тематических картотек,
подборка отечественной и зарубежной
литературы (монографии, статьи,
тезисы, словари и т.д.) по вопросам
одаренности детей
Систематизац 1. Использование в образовательной
ия работы
деятельности различных современных
воспитателей средств информации: медиатеки,
с одаренными Интернета, электронных энциклопедий
детьми в
2. Применение на занятиях
образователь современных технологий: игровых,
ной
учебно-исследовательских,
деятельности коммуникативных, проблемнопоисковых, здоровьесберегающих
3. Использование элементов
дифференцированного обучения,
направленных на творческий поиск,
высокую познавательную активность,
самостоятельную деятельность.
4. Проведение нестандартных форм
образовательной деятельности: занятиеКВН, занятие-сказка, занятиепутешествие, занятие творческая
мастерская, занятие-исследование,
занятие-поиск и др.
Создание
1. Функционирование творческих
условий для
кружков, а также спортивных секций
работы с
2.Муниципальные, региональные,
одаренными
местные конкурсы для воспитанников.
детьми (план
мероприятий
по
выявлению и
развитию
одаренности)
Проведение
1. Анкетирование родителей с целью
мероприятий определения их основных подходов к
с родителями данной проблеме
одаренных
2. Родительская конференция «Развитие
детей
творческого потенциала ребенка»
3. Круглый стол «Организация досуга
одаренных детей»
4.Анкетирование «Необходимо ли
проводить работу с одаренными
детьми?»

группы
В течение
2018-2021

Ст.воспитатель,
педагог-психолог,
воспитатели

В течение
2018-2021

Ст.воспитатель,
воспитатели

В течение
2018-2021

Совет творческой
группы воспитателей

В течение
2018-2021

Воспитатели групп

В течение
2018-2021

Воспитатели групп

В течение
2018-2021

Воспитатели групп

В течение
2018-2021
Сентябрь
2018-2021

Педагоги МБДОУ №4

Август –
сентябрь
2018-2021
Ноябрь 2019

Педагог-психолог

Февраль
2019
Октябрь
2019

Ст.воспитатель,
педагог-психолог
Ст.воспитатель
Воспитатели групп

Воспитатели групп,
узкие специалисты

Педагог-психолог

5.Общее собрание «Трудности
воспитания одаренного ребенка в
семье»
6.Совместный с детьми конкурс
поделок «Ничего не пропадет!»
7.Подведение итогов работы по
программе «Одаренный ребенок»
8. Индивидуальные консультации
психолога
9. Совместное творчество родителей и
детей. Выставки детских работ
10. Спортивные соревнования «Мама,
папа, я – спортивная семья»

Январь 2019

Ст.воспитатель

Ноябрь 2020

Воспитатели групп
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель,
педагог-психолог
Педагог-психолог

11. Награждение благодарственными
письмами родителей воспитанников

Май 2019,
2020, 2021

Май
2021
В течение
2018-2021
В течение
2018-2021
В течение
2018-2021

воспитатели групп
Инструктор по
физической культуре,
воспитатели групп
Заведующий ДОУ

Создание банка данных одаренных детей


Для успешной реализации программы необходимо создание банка
данных одаренных детей, в который будут входить: анкетнобиографические

сведения

психодиагностические

об

обследования

одаренных
среди

детях,
учащихся,

анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во
время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и
урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.


При

поступлении

в

школу

для

родителей

будущих

первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и
способностях их детей.

Заключение
Создание

условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных

детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из
приоритетных задач современного общества. Талантливые, одаренные люди
являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть
перед страной перспективы социально-экономического, культурного и
духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в
будущем.
Большинство современных психологических концепций рассматривают
одаренность как многоаспектное и многоуровневое явление. Научные
исследования и практика обучения показали многообразие проявлений и
развития одаренности в разных сферах деятельности (научной, учебной,
практической, социальной, художественной и др.), в разных
интеллектуальных

способностей

(вербальных,

образных,

видах

логических,

математических и др.), творческих возможностей и достижений в личностно
значимых

видах

учения

и

деятельности.

Проведенные

исследования

продемонстрировали важную роль не только когнитивных, но и некогнитивных
личностных (мотивационных, эмоциональных, волевых) особенностей, а
также социального окружения в реализации потенциала одаренных детей.
Реализация

предложенного

подхода

предъявляет

особые

требования к специалистам, работающим с одаренными детьми,

и

предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. Ибо
основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их
превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве
важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
Создание банка данных одаренных детей


Для успешной реализации программы необходимо создание банка
данных одаренных детей, в который будут входить: анкетнобиографические

сведения

об

одаренных

детях,

психодиагностические

обследования

среди

учащихся,

анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во
время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и
урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.


При

поступлении

в

школу

для

родителей

будущих

первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и
способностях их детей.

Рекомендуемая литература
1. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Праздник каждый день.
Программа музыкального воспитания детей в детском саду. - М.: ВЛАДОС,
2005
2. Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды,
проблемы [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М., 2005.
3. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е.
С. Белова. – М., 2001.
4. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические
рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
5. В. В. Гербова Приобщение к художественной литературе. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
6. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Нравственное воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.:
Мозаика -Синтез, 2006
7. Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа
и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009
8. Венгер

Л.А.

Игры

и

упражнения

по

развитию

умственных

способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада. –
Москва: Изд-во «Просвещение», 2010
9. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.:
Изд-во «Академия», 2010
10.

Богоявленская,

Д.Б.

Рабочая

концепция

одаренности

/Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
11.

Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных

детей // Пралеска. – 2004.
12.
Кн.

для

Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Мат.игры для детей 5-6 лет.
воспитателей

«Просвещение», 2001.

дет.

сада

и

родителей.

–

Москва:

изд-во

13.Холодная, М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей / М.
А. Холодная // Одаренность: рабочая концепция. - М., 2002.
14.Юркевич, В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе
практического психолога / В.С. Юркевич // Школа здоровья. - 2002.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».